Юристы после изучения ситуации на рынке заметили вероятный конфликт интересов
«В условиях санкций появление такого мегарегулятора при грамотном управлении, возможно, оправдано как временная мера», — Сергей Бургазлиев, независимый консультант по автопрому.
ФГУП «НАМИ» стала единственной организацией, которая имеет право проверять упрощенные версии автомобилей и допускать их до дорог общего пользования. Как стало известно «Max-Cars», такой вывод следует из постановления правительства РФ от 12 мая 2022 года №855 «Об утверждении правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных ТС и проведения оценки их соответствия». По этому документу производителям автомобилей разрешается выпускать машины без ESP, ABS и подушек безопасности.
Как считает Бургазлиев, НАМИ может быть монополистом временно в рамках управления рынком из-за санкций. Но в перспективе это может привести к проблемам. Как отмечает специалист, впервые в мире появилась организация, которая одновременно производит машины, сертифицируется их и определяет политику государства.
Игорь Моржаретто, партнер «Автостата» считает, что не может быть нормальной ситуация, когда производитель автомобиля сам же его сертифицирует. Он предположил, что текущий конфликт интересов может быть обусловлен спешкой, когда никто не подумал о нюансах принимаемых решений.
Адвокат из «Свободы выбора» подчеркнул, что на лицо «пересечение интересов». Ведь не может одна и та же организация выпускать автомобили и сама их сертифицировать. Он считает, что на это обстоятельство нужно обратить внимание прокуратуре.
Как считает Мирон Грифф из «САМТ-Фонда», НАМИ может заниматься сертификацией исключительно упрощенных машин. Причем имеет право привлекать сторонние организации. А значит, речи о полной монополии на рынке не идет.
* Instagram и Facebook признаны экстремистcкими организациями в России