В традиционном «западном» мире с устойчиво сформированным обществом потребления и прочной капиталистической базой автомобильные аукционы давно процветают. Например, в США дилерский сегмент вторичных машин уже давно более 50%. Люди там просто привыкли платить за сервис – они хотят автомобиль с гарантией исправности, а если кредит, то со страховкой.
В России же, напротив, длительное время процветали и процветают «серые» схемы. Автокредиты на подержанные автомобили в РФ не так давно только полноценно заработали. Автомобильное страхование и КАСКО тоже только на этапе развития. Доля дилеров в сегменте подержанных авто сейчас не более 2-5%.
Почему так
В США стоимость подержанных автомобилей, в сравнении с уровнем жизни среднестатистического гражданина, очень низкая. В России же отношение к автомобилям особое, и их цена, по сравнению с доходами средней семьи, просто ненормальная. Отношение к продажам также совсем другое.
В России вторичный рынок автомобилей по-прежнему на 95% – это сделки между физическими лицами, то есть C2C. Несколько лет назад этот показатель был и вовсе на уровне 98%.
При этом автоаукцион – это все равно место для профессионалов. В России такой кластер попросту не развивался, так как у дилеров не был стимула – большинство автомобилей просто не проходило через их руки.
Сейчас ситуация с дилерами стала чуть улучшаться – сегмент растет. Поэтому теперь компаниям нужно откуда-то брать автомобили для продажи. Поэтому и стали появляться автомобильные аукционы.
Аукционы между дилерами
Одно из недавних изменений на автомобильном рынке, которое можно с уверенностью оценить положительно – это инициатива ассоциации «Российские автодилеры» до конца 2024 года запустить платформу для торговли автомобилями между собой. Речь идет именно об аукционной площадке, где юридические лица смогут купить новые, подержанные и битые модели. Компании также смогут между собой обмениваться запасами, чтобы авто долгое время не стояли на хранении.
По словам председателя совета директоров «БН-моторс» Алексея Подщеколдина, площадка пока будет исключительно для юридических лиц. Через нее можно будет легко оплатить машину (причем и заемными деньгами), поставить ее на учет, застраховать, и заказать доставку.
Стоимость размещения объявления составит 500 рублей для членов ассоциации, и 1000 рублей для сторонних компаний. На первом этапе планируется сформировать мини-рынок из 150 000 автомобилей. Стоимость запуска подобной платформы оценили в 60-100 миллионов рублей.
Что нужно для развития
Описанная выше инициатива – это едва ли не первый шаг к структуризации рынка, росту и развитию профессиональных компаний-участников/организаторов торгов. Чтобы этот сегмент продолжал развиваться, нужны структурные изменения самого рынка. По оценкам отдельных экспертов, на это уйдет порядка 5 лет. Примерно за это время доля автомобильных дилеров на рынке дорастет до 25%. При этом процент аукционных продаж должен вырасти до 12.
Если за дело возьмутся профессионалы своего дела, то физические лица-покупатели постепенно распробуют уровень предлагаемого сервиса. Например, можно будет прийти, оставить заявку на участие в открытом аукционе, и быть уверенным в качестве, чистой истории автомобиля. Каждая модель перед аукционов будет проходить тщательный анализ технического состояния, а также юридического статуса.
Покупателям больше не придется верить на слово «перекупам» о «машине в состоянии сел и поехал», так как на каждую модель будет конкретная информация, подтвержденная документально.
* Instagram и Facebook признаны экстремистcкими организациями в России