Если не восстановить производство и на начать импортировать, автомобильный рынок обвалится на 70%
«Возвращение покинувших российский рынок западных автобрендов маловероятно», — Марк Гойхман, главный экономист информационного-аналитического центра TeleTrade.
В России личный автомобиль снова может стать роскошью. Как стало известно «Max-Cars», автомобильный рынок по данным «Автостата» упал в три раза в апреле 2022 года по сравнению с мартом. Но статистика АЕБ из-за разницы в методиках показала падение меньше. Но все равно рынок провалился на 63% по сравнению с мартом прошлого года.
Несмотря на то, что «Автостат» говорит о восстановлении автомобильного рынка в конце апреля, ситуация все еще сложная. Продажи апреля 2022 года на минимуме за последние 15 лет. Прежний антирекорд был в марте 2020 года, но даже тогда удалось продать в два раза больше машин, чем в марте 2022 года.
Ситуация на автомобильном рынке спровоцирована санкциями и проблемами с логистикой. Из-за приостановки и прекращения деятельности в России целого ряда автомобильных брендов предложение на рынке сократится. А уменьшение предложения спровоцирует новый виток роста цен. Уже в апреле даже LADA Granta продавалась только за 1,35 млн рублей, хотя еще в феврале стоила 599 тысяч рублей.
На фоне санкций даже АвтоВАЗ не может стабильно выпускать свой модельный ряд. Если с LADA Granta еще можно что-то придумать, то новое поколение LADA Vesta построено на импортных комплектующих.
Данные Росстата говорят о падении производства легковых автомобилей на 33,2% за первые три месяца текущего года. В марте падение вообще на 72,1% по сравнению с 2021 годом.
Ожидается, что ситуации может помочь параллельный импорт и китайские компании. Но даже если азиатские бренды будут расширяться, это займет время. В этот период на рынке может сохраниться дефицит новых машин. На фоне роста цен на новые автомобили будут дорожать и машины с пробегом.
Ожидается, что в 2022 году вторичный рынок упадет только на 10-30%, тогда как для нового рынка прогнозируют обвал на 50-70%. Как отмечает Роман Ткачук из «Норд-Капитал», цены на рынке с большой долей вероятности не вернутся к показателям 2021 года. Рынок будет восстанавливаться, но падение спроса и доходов населения Ткачук считает неизбежным.
Эти факторы сделают так, что в РФ больше будут пользоваться спросом бюджетные модели. И они будут ездить по дорогам дольше. Если до этого россияне старались менять автомобиль каждые 5 лет, то теперь этот срок может увеличиться до 10 лет.
Станет ли личный автомобиль в России роскошью, зависит от трех факторов:
- возвращение автобрендов в Россию,
- решение проблем с логистикой,
- динамика покупательского спроса.
Пока все это острые вопросы, которые не имеют четких ответов.
* Instagram и Facebook признаны экстремистcкими организациями в России