«Сейчас есть еще хвосты со старых инвестиционных проектов, а плюс некоторые дилеры взяли кредиты на бренд-буки брендов, которые в итоге ушли», — Виталий Баталов, замдиректора департамента корпоративного бизнеса банка «Открытие».
Автомобильные бренды, решившие выкупить освобождающиеся автосалоны ушедших брендов, сталкиваются с финансовыми проблемами. Компании рассчитывают расширять сотрудничество с китайскими брендами, но пока в России нет успешных кейсов такого сотрудничества. Учитывая отсутствие понятной статистики с окупаемостью, банки не торопятся выдавать инвестиционные кредиты.
В итоге дилерам для соответствия китайским требованиям приходится искать собственные источники дохода. Как отмечает Баталов, банк ждет того, что автосалоны смогут погасить прежние кредиты на инвестиции и вложиться в новую стратегию за счет сверхдоходов, полученных ранее. На новые инвестиционные кредиты компании могут рассчитывать только после того, как автомобильный рынок снова выйдет за 1 млн единиц и на нем появится новая статистика, позволяющая строить прогнозы.
Если инвестиционные кредиты под вопросом, то появляются новые продукты, которые должны поддержать дилеров. Например, сейчас компаниям надо платить за машины, еще не поставленные в Россию. А значит, увеличиваются сроки оборота денег из-за логистики. Этот разрыв нужно будет перекрывать, что банки и готовы делать, не требуя обеспечения.
В любом случае, кредитные организации в 2023 году настороженно относятся к автомобильной сфере и занимают наблюдательную позицию. Это не дает многим компаниям стремительно меняться за счет денег, взятых в кредит. А значит, в плюсе теперь те, кто смог скопить сверхдоходы прошлых лет и теперь их вкладывает в бизнес.
* Instagram и Facebook признаны экстремистcкими организациями в России